Мы живем среди ангелов или демонов?
В статье под названием "Необоснованная эффективность математики в естественных науках" (1960) венгерско-американский физик-теоретик Юджин Вигнер задался вопросом, почему наши математические теории так хорошо описывают физическую реальность.
Возможно, ответ состоит в том, что математика в принципе неэффективна как язык описания нашего мира. Есть вероятность, что мы можем воспринимать окружающее пространство лишь в одной плоскости, не замечая остальных, потаенных и более фундаментальных. Мы, как кролики, вырыли себе норку и сидим в ней, пока где-то летает планета Солярис и порождает существ из нейтрино.
Сможем ли мы с помощью будущих поколений людей, улучшенного человеческого интеллекта, искусственного разума и более развитых технологий создать новые формы науки, чтобы затем бросить в пространство победоносный клич, словно освободившиеся от Пелиона и Оссы титаны? Либо так и останемся в плену старых аксиом и теорий? Без морали, среди демонов, оказавшимися под пеплом, как жители Помпей — только теперь пепел будет радиоактивным.
Эта же проблема затрагивает и наше представление о разуме и его вариациях. Что, если, к примеру, современные системы искусственного интеллекта более перспективны в познании вселенной, чем люди? Они ведь потенциально быстрее, точнее, в конце концов, энергоэффективнее. Представьте груду камней у вас на ладони — она постепенно будет рассыпаться, терять целостность, хрустеть в руке. Но вот уже вы держите граненый алмаз, идеально прозрачный камень, преломляющий свет и дающий потрясающие блики. Его красота поражает и расслабляет вас, побуждает сердце биться реже, а нервную систему прийти в равновесие. Сейчас наука пытается соединить алмаз и груду камней, однако... Это несовместимые вещи.
И как мы создадим ангелов, высший искусственный интеллект, если живем среди демонов? Тиражируя ошибки, поощряя ложь и слабость, мы вряд ли когда-то создадим идеальный разум, который выведет нас на новый уровень жизни. Мне видится, что придется построить на земле такое место, где жители будут избавлены от потребности во лжи и подлости, где она будет не выгодна. Причем физиологически ложь и правда не выгодна, ведь затрачивает в два раза больше энергии, чем при стандартной жизнедеятельности. Когда вы лжете, то создаете в голове два пространства: истины и неправды. Пространство истины во время лжи нужно для того, чтобы не подвергнуть свою внутреннюю картину мира и, соответственно, жизнь, риску.
В 1937 году Макс Планк сказал следующее: "Во всех процессах природы царит универсальная, в определенной степени познаваемая для нас закономерность."
А в нашем веке Карл Фристон нашел закономерность, за счет которой работает разум людей: мозг делает все, чтобы наши ожидания совпадали с реальностью, ведь это ключ к экономии энергии и сохранению гомеостаза — возможности жить.
Например, если мы что-то очень сильно хотим, то в голове возникает образ, к которому мы стремимся, и не дай Дарвин кто-то нам помешает осуществить задуманное — возмущению и протесту быть! Для мозга проще и логичнее достигнуть цель, нежели обдумать ее заново. Мы будем врать, обманывать, убивать, хитрить, ненавидеть, лишь бы реальность совпадала с нашими ожиданиями. И это основной барьер в развитии человечества, как мне кажется. И первый кордон на пути из демонов в ангелы.
А взорвать этот кордон или пройти его с поднятой головой и улыбкой, неся знамя здравого смысла, решать вам. И мне. И нам всем.
----------
*Пелион и Осса — это горы, которые боги сбросили на титанов, и из-под которых те потом освободились.
*На арте летающий город и, собственно, машина: не то демон, не то ангел. Обсерватория города напоминает нимб, плюс золотистые мышцы добавляют чего-то возвышенного. Но главное — взгляд. Адский и непреклонный, стремящийся к тому, что человек в него вложил.